Что обозначает в паскале

Что обозначает в паскале

Как и любой другой язык программирования, Паскаль имеет свой алфавит. Под алфавитом языка программирования понимают набор символов, с помощью которых могут быть образованы величины, выражения и операторы.

Алфавит языка Паскаль включает:

  • Латинские буквы;
  • Цифры;
  • Специальные символы (+ — * / = ^ ( ) < >[ ] . , : ; ‘# $ и др.).

Для описания величин в языке Паскаль используются константы и переменные.

Константы – величины, не изменяющие своего значения в процессе выполнения программы.

Переменные – величины, в ходе выполнения программы могут быть неоднократно переопределены.

Типы констант и переменных

Паскаль позволяет использовать следующие типы констант и переменных:

  • Простые
  • целочисленный тип (integer);
  • логический (boolean);
  • символьный (char);
  • перечисляемый (задается перечислением всех возможных значений переменной);
  • интервальный (задается с указанием наибольшего и наименьшего значений);
  • вещественный (real);
  • Строковые
    • строка (string);
    • Структурированные
      • массивы (array);
      • записи (record);
      • множества (set);
      • файл (file);
      • Ссылочные.
      • Каждому из перечисленных типов соответствует свой набор операций по обработке данных. Так, для целочисленного и вещественного типов используются операции арифметических действий (сложение, вычитание, умножение, деление). Для логического типа выполняются операции and – логическое и, or – логическое или, xor – логическое исключающее или, not – логическое не.

        Кроме того, Паскаль предусматривает возможность вычисления для каждого типа данных значений стандартных функций.

        В данной таблице приведены стандартные арифметические функции.

        Функция Назначение

        Вычисление косинуса числа

        Вычисление синуса числа

        Вычисление абсолютного значения числа

        Вычисление квадрата числа

        Вычисление квадратного корня числа

        Вычисление арктангенса числа

        Вычисление экспоненты числа

        Вычисление натурального логарифма числа

        Вычисление четности числа

        Вычисление целой части числа

        Примечание: Во всех тригонометрических функциях число x указывают в радианах.

        Переменные и константы с помощью знаков операций, стандартных функций и круглых скобок могут связываться в выражения. Правила их записи близки к соответствующим правилам записи математических выражений. При вычислении значений выражений устанавливается следующий приоритет выполнения операций:

        Операции одного и того же старшинства выполняются слева направо в порядке их появления в выражении. Выражения в круглых скобках вычисляются в первую очередь.

        Любая программа, написанная в Паскаль, строится в соответствии с рядом правил, определяющих ее структуру. В частности, в состав любой программы должны входить три раздела:

        • Объявления и соглашения;
        • Тексты процедур и функций;
        • Основной блок программы.

        Лишь в простейших программах второй из перечисленных разделов может отсутствовать. Каждый раздел имеет в свою очередь составные части, так что в целом структуру программы, написанной на языке Паскаль, можно представить следующим образом.

        Раздел объявлений и соглашений

        Кроме того, в программе могут использоваться комментарии – любой текст, ограниченный (*…*) или <…>. Комментарий может быть помещен в любом месте программы.

        Рассмотрим более подробно назначение каждой части программы.

        Заголовок программы состоит из зарезервированного слова Program и идентификатора – имени программы.

        В строке Uses производится подключение используемых в данной программе библиотек (стандартных модулей). Паскаль содержит ряд модулей, в том числе:

        • System – системный модуль низкоуровневых программ поддержки языка Паскаль; подключается автоматически, даже при отсутствии ссылки на него в строке uses;
        • Dos и WinDos – модули поддержки часто используемых функций MS DOS и Windows;
        • Crt – модуль управления режимами вывода информации на экран;
        • Printer – модуль управления выводом информации на печать;
        • Overlay – модуль управления оверлеями языка Паскаль; позволяет выполнять программы, которым требуются большие объемы памяти;
        • Strings – используется при написании программ, совместимых с Windows;
        • Graph – модуль для работы с графикой.

        В разделе описания меток содержатся сведения об используемых в программе метках. Переход по ним выполняется оператором goto. Метки отделяются от помечаемого оператора знаком “:”, должны быть описаны, могут быть целочисленными (от 0 до 9999) или идентификаторами. Каждая описанная метка обязательно должна появиться в программе.

        Для описания констант используется ключевое слово const, имя константы, знак “=” и значение константы:

        В разделе описания типов Type программист может задавать свои типы, сформированные на основе определенных правил с использованием стандартных типов.

        В разделе Var описываются переменные, используемые в программе:

        В списке переменных их имена отделяются запятой, в качестве имени типа можно использовать один из стандартных типов или идентификатор типа, объявленного в разделе Type. Описанные таким образом переменные могут использоваться в пределах блока, где они были описаны, а также во всех вложенных блоках, если в них эти переменные не описаны повторно.

        Читайте также:  Kenwood pro 1500 инструкция

        В разделе текстов процедур и функций в соответствии с определенными правилами производится описание процедур и функций.

        Процедура

        Процедура имеет следующую структуру:

        Раздел объявлений процедуры может включать подразделы Label, const, type, var для обявления локальных меток, постоянных, типов и переменных собственно. Слово «локальный» означает, что все перечисленные объекты могут быть использованы только в рамках данной процедуры или других подчиненных ей процедур.

        Функция

        Описание функций отличается по структуре от описания процедур только заголовком:

        Функция – это особый вид процедуры, результатом разботы которой является единственное значение. С этим значением связывается имя функции, в то время как име процедуры служит только для ее вызова.

        Основной блок программы состоит из ряда операторов и является выполняемой частью программы. Он начинается со слова Begin и заканчивается словом end, после которого должна стоять точка. Операторы языка Паскль не привязаны к определенной позиции строки. В одной строке можно указывать несколько операторов. Исполняемые операторы отделяются друг от друга знаком « ; ».

        Допускается перенос с одной строки на другую частей операторов (но без разделения ключевых слов).

        Как было указано выше, основной блок программы представляет собой некоторый набор операторов.

        Оператор – неделимый элемент программы, который позволяет выполнить определенные действия.

        Операторы должны записываться строго в соответствии с правилами, установленными для данного языка программирования. Рассмотрим основные операторы языка Паскаль.

        Оператор присваивания

        Данный оператор предписывает запомнить некоторое значение в переменной. Значение и индентификатор переменной разделены парой знаков « := ». Типы объектов с обеих сторон данного знака должны строго совпадать, за исключением того случая, когда тип переменной – real, а тип выражения – integer.

        Общий вид оператора:

        Операторы ввода/вывода

        Немногие программы обходятся без ввода данных и совсем нет таких, которые не выводят полученные результаты. Ввод данных с клавиатуры дисплея выполняется операторами:

        Где — последовательность имен переменных, разделенных запятыми. Буквы ln добавляются в конце оператора для того, чтобы курсор автоматически переходил на следующую строку при выводе на экран текстов или результатов выполнения программы.

        При выполнении оператора read (readln) программа останавливается и ждет, пока нужное количество чисел не будет введено с клавиатуры. Вводимые числа разделяют пробелами или нажатием клавиши Enter. По завершении ввода данных следует нажать Enter, после чего компьютер перейдет к выполнению следующего оператора программы.

        Вывод данных на экран дисплея выполняется операторами:

        Выражения в списке разделяются запятыми. Значения выражений сначала вычисляются, а затем выводятся на экран. Буквы ln имеют то же значение, что и в операторе readln.

        Вслед за выражением через двоеточие можно указать ширину поля экрана, в котором разместится выводимое значение.

        займет для вывода числа 10 три позиции, а для вывода числа 55 – шесть позиций на экране.

        При выводе вещественных значений можно указать, сколько десятичных цифр следует сохранить в дробной части числа, причем количество цифр указывается вслед за шириной поля после двоеточия.

        Если х =3,14159, то оператор

        займет для вывода переменной х шесть позиций, две из которых будут использованы для дробной части х (т.е. значение х будет округлено до 3,14).

        Для того, чтобы прокомментировать выводимые значения, в список ввода можно помещать строки любых символов, заключенные в одинарные кавычки – апострофы.

        При выполнении фрагмента программы

        На экран будет выведено:

        Приведем пример Паскаль-программы.

        Задача – составить программу для подсчета суммы двух заданных чисел. Для этого необходимо ввести текст в память компьютера и сохранить на диске под именем pr1. Далее запустить программу на выполнение. При наличии ошибок внести соответствующие исправления. Получить результаты работы программы.

        У любого естественного, тем которым мы пользуемся в обиходе, языка есть свой алфавит и словарь, то есть набор допустимых букв и набор допустимых слов. Нечто подобное имеется и в формальных языках, в том числе языках программирования. Только вместо букв здесь говорят о символах.

        Язык программирования Pascal использует следующие наборы символов:

        • Английские буквы и буквы национальных алфавитов, в том числе русского. Буквы могут быть как строчными, так и прописными.
        • Арабские цифры — 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 .
        • Знаки операций и знаки, входящие в составное обозначение операций — + — * / : = .
        • Ограничители — . , ( ) [ ] <> : ; ‘ " .
        • Специальные символы — $ @ # &amp ; ^ _

        Одним из ключевых понятий в программировании является понятие о переменной. Переменную можно представить, как небольшой участок физической памяти компьютера. В таких ячейках памяти хранятся данные, используемые в программе. Чтобы к ним обращаться, используются имена переменных.

        Имена переменных придумывает программист, они не являются частью словаря языка программирования. В программировании обозначения, которые придумывает разработчик, принято называть идентификаторами. Таким образом, имена переменных также являются идентификаторами. Однако к идентификаторам относятся не только имена переменных. Программист задает имена для констант, программ, модулей, функций и процедур. Поэтому их имена также являются идентификаторами.

        Читайте также:  Драйвера для принтера epson stylus cx3900

        Идентификаторы записываются с помощью допустимых в Pascal символов и должны удовлетворять следующим правилам:

        • в состав имени могут входить только английские буквы, цифры и символы подчеркивания,
        • при этом имя может начинаться только с английской буквы или символа подчеркивания, но не с цифры.

        Отметим, в Паскале в идентификаторах прописные и строчные буквы не различаются. Таким образом, имена number , Number и NUMBER будут считаться одним и тем же. В большинстве других языков это не так.

        Словарный набор почти любого языка программирования делится на три группы:

        • зарезервированные, или ключевые, слова,
        • предопределенные имена,
        • идентификаторы, определяемые программистом.

        Ключевые слова – это слова языка программирования, которые имеют специальное, раз и навсегда закрепленное за ними значение. В программе нельзя использовать идентификаторы, совпадающие по написанию с ключевыми словами. Например, нельзя назвать переменную begin , так как это слово используется в самом Паскале.

        Ключевые слова языка программирования Pascal:

        and end nil set
        array file not then
        begin for of to
        case function or type
        const goto packed until
        div if procedure var
        do in program while
        downto label record with
        else mod repeat

        Предопределенные, или стандартные, имена также имеют в языке специальный заранее заданный смысл. Однако, если программист определит переменную с таким же именем, то ошибки не возникнет. Но лучше так не делать, потому что при этом старое, предопределенное, значение слова будет утеряно, как бы затерто. Например, в Паскале предопределенными являются имена Integer, Writeln и ряд других.

        Десятичные числа всегда начинаются с цифры, перед которой может стоять знак числа, + или -.

        Действительные, или вещественные, числа записываются в двух форматах. В формате с фиксированной точкой явно указывают положение десятичной точки (например, 4.505, -16.25, +1.0). В формате с плавающей точкой используется десятичный порядок, обозначаемый прописной или строчной буквой E, после которой идет целое число, указывающее значение порядка, например, 8e10, 1.62e-3, 0.8E+3.

        В языке Pascal максимально допустимое целое число равняется 2147483647 (оно содержится в предопределенной целой константе MaxLongInt). Чтобы получить это число достаточно выполнить выражение

        В Паскале возможен диапазон целых чисел от -2147483648 до 2147483647. Предопределенная в Паскале целая константа MaxInt содержит в себе значение 32767

        Распространенные компиляторы с языка Pascal позволяют оперировать действительными числами до 38 порядка, а некоторые – до 67 порядка.

        Целое число может задаваться не только в десятичной, но и в шестнадцатеричной системе счисления. Шестнадцатеричному числу предшествует знак $.

        Текстовым литералом (строкой) в языке Pascal называют последовательность любых допустимых символов, стоящих между апострофами (например, ‘Hello World!’). Если в качестве символа строки необходимо использовать апостроф, то записывают подряд два апострофа

        Строку можно задавать также в виде последовательности, образованной из символов # с последующим цифровым кодом требуемого символа (например, запись #72#73#33 эквивалентна строке ‘HI!’). В строковых данных прописные и строчные буквы различаются.

        Пробелы являются разделителями. Между любыми именами, числами, ключевыми словами должен стоять по крайней мере один разделитель, а может их быть и сколько угодно. Но нельзя отделять один символ от другого внутри одного имени, числа, либо ключевого слова.

        Основы языка Паскаль.

        В алфавит любого алгоритмического языка входит фиксированный набор основных символов.

        В алфавите языка Паскаль можно выделить три группы знаков: буквы, цифры и специальные символы.

        В качестве букв используют буквы латинского алфавита. Слова, состоящие из букв русского алфавита, могут быть использованы только как комментарии.

        К цифрам относятся все арабские цифры от 0 до 9.

        В группе специальных символов можно выделить три подгруппы – знаки арифметических операций, знаки операций сравнения, разделители (. , : и т.д.)

        Константы, переменные, типы данных.

        Константа – величина, значение которой не изменяется в период её существования. Существуют числовые и символьные константы.

        Числовые константы в программе записываются в десятичной системе, вместо запятой пишется точка.

        Читайте также:  Dodocool da106 nintaus x10

        Например: 0, -17, 0.26, 3.1415, + 12.7, -0.18, 0.23Е+06.

        Переменная – величина, которая может изменяться, принимая в процессе работы с ней различные значения.

        Переменные всегда начинаются буквой, за которой могут следовать буквы, цифры и знак подчеркивания. Пробелы и специальные символы не могут входить в имя переменной.

        Например: X1, alfa, N4_65, A1_5, X[I].

        Данные – информация, представленная в формальном виде, который обеспечивает возможность её хранения, обработки и передачи.

        В языке Паскаль любая константа, переменная, значение функции или выражения характеризуются своим типом.

        Тип объекта определяет множество значений этого объекта, набор операций, которые могут быть к нему применены, а также тип результата выполнения этих операций. Формат внутреннего представления объекта зависит от его типа.

        Набор типов данных, используемых в Паскале.

        Простые Структурированные
        Порядковые — целыеInteger — целоеShortint — короткое целоеLongint — длинное целоеByte — байтWord – словологическийBooleanсимвольныйCharвещественныеRealSingleDouble ExtendedComp МассивыArrayЗаписиRecordМножестваSetФайлыFileСтрокиStringУказателиPointer

        Для порядковых типов характерно, что объект имеет конечное множество значений. Каждому из них можно сопоставить некоторое целое число.

        Для объектов вещественного типа количество возможных значений настолько велико, что не возможно сопоставить каждому из них целое число.

        Необходимо помнить, исходная информация представляется в числовом виде, символьном виде, звуковом или графическом. Программа может работать с постоянными величинами (константами) и переменными. Каждая величина должна быть объявлена, т.е. указан её тип.

        В программировании слово «имя» часто заменяют словом «идентификатор». Это слово произошло от латинского identifico – отождествлять.

        Надо помнить, что идентификатор не обязательно представляет собой переменную, т.к. имя можно присвоить и самой программе, и функции, например sin, cos и т.п. Кстати, запрещено использовать их имена в качестве имен переменных. Правила образования идентификаторов, аналогичны правилам образования имен переменных. Зарезервированные слова (такие как BEGIN, END, PROGRAM и др.) в качестве идентификаторов не используют.

        Идентификаторы могут быть любой длинны, но сравнение их между собой производится по первым 63 символам.

        Арифметические операции записываются с помощью знаков:

        div- деление целочисленное:

        mod — получение остатка от деления целых чисел.

        Операция возведения в степень отсутствует. (x 3 =x*x*x).

        Для вычисления значений наиболее часто употребляемых математических функций фирмой производителем разработаны специальные алгоритмы решения и программы к ним, которые поставляются вместе с языком. Они хранятся в специальной библиотеке и называются встроенными функциями.

        Функция Запись на папке Тип аргумента Тип результата
        |x| Abs(x) IntegerReal IntegerReal
        Cos x Cos(x) IntegerReal Real
        Sin x Sin(x) IntegerReal Real
        Arctg x Arctan(x) IntegerReal Real
        e x Exp(x) Real Real
        Ln x Ln(x) Real Real
        π Pi Real Real
        x 2 Sqr(x) IntegerReal IntegerReal
        Sqrt(x) IntegerReal Real
        [x] целая часть вещественного числа Trunc(x) Real IntegerReal
        Выделение дробной части Frac(x) Real Real
        Выделение целой части аргумента Int(x) Real Real
        Округление вещественного числа до целого Round(x) Real IntegerReal
        Генератор случайных чисел от 0 до x (если функция задана без аргумента, то генерируются числа от 0 до 1) Random(x)Random(x) Wordаргумент не задан Integerreal
        Проверка четности Odd(x) Longint Boolean (true если число четное)
        Процедура Паскаль
        Увеличение числа x на y (если yне задано, x увеличивается на 1) Inc(x, y)
        Уменьшение значения числа x на y (если y не задано, x увеличивается на 1) Dec(x, y)
        Обеспечение несовпадения последовательностей случайных чисел, генерируемых функцией random randomize

        Необходимо знать, что угол (аргумент) тригонометрических функций задается в радианах R= градус*3.14/180 0

        Выражение, в котором используются знаки арифметических операций и математические функции, называется арифметическим выражением.

        Приоритет выполнения операций в арифметическом выражении:

        1) действие в скобках;

        2) взятие стандартных функций;

        3) деление илиумножение;

        4) сложение иливычитание.

        x n записать выражением нельзя, т.к. в Паскале нет знака обозначающего возведение в степень. Однако данное выражение можно представить как:

        Структура программы на языке Паскаль

        Программа – упорядоченная последовательность действий для ЭВМ, реализующая алгоритм решения какой-либо задачи.

        Программа, записанная на языке паскаль, начинается заголовком PROGRAM, за которым следует имя программы, и заканчивается служебным словом END и точкой. Заголовок при программировании может быть опущен, но по правилам хорошего тона следует указать некоторые сведения о назначении программы. Между этими словами располагаются два раздела программы: раздел описания данных и раздел описания действий.

        Ссылка на основную публикацию
        Что лучше ps3 или ps4
        PlayStation 4 выпуска 2013 года позиционируется на рынке как флагман нового поколения игровых приставок от Sony. Анонс новинки дал понять,...
        Что делать если браузерные игры лагают
        Что делать если зависает браузерная игра, не грузится, лагает? Если игра не загружается, зависает, загрузка останавливается на определенном шаге, вы...
        Что делать если взорвалось колесо
        Вы когда-нибудь видели взрыв шины? Это поистине экстремальное зрелище, особенно если речь идёт о грузовом транспорте. Взрываясь на ходу, куски...
        Что лучше амд или нвидиа для игр
        Война видеокарт никогда не прекращается. Если вы спросите консольного игрока, он вам подробно расскажет о бесконечном соперничестве между Xbox One...
        Adblock detector