Фото космонавта в скафандре в космосе

Фото космонавта в скафандре в космосе

Фото: © L!FE/Владимир Суворов

1. Первый спутник

"Спутник-1", или ПС-1 ("Простейший спутник — 1"), — первый искусственный спутник Земли, запущенный на межконтинентальной баллистической ракете Р-7 на орбиту 4 октября 1957 года с 5-го научно-исследовательского полигона Министерства обороны СССР Тюра-Там (космодром Байконур).

Фото: © L!FE/Владимир Суворов

Запуск "Спутника" вызвал в США панику, последствия которой мы ощущаем до сих пор. Главным источником страха, впрочем, был не этот алюминиевый шарик, а огромный носитель, на котором он вылетел в космос, — первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета. Это 183-тонное оружие давало СССР возможность за несколько минут уничтожить любой город на Земле — в те годы таких ракет не было еще ни у кого. Для непонятливых Никита Хрущёв даже специально пояснил:

— Нам и надо-то — только поменять боеголовку…

Корпус спутника состоял из двух полусфер диаметром 58 см из алюминиевого сплава, к верхней полусфере крепились четыре складных антенны длиной по 2,4 м и по 2,9 м. Внутри "шара" были размещены: блок аккумуляторов массой около 50 кг, радиопередатчик, вентилятор и система терморегулирования, датчики температуры и давления.

2. Белка и Стрелка

На начальном этапе освоения космоса на орбиту и в стратосферу Земли собак запускали 34 раза — как правило, они летали парами. Примерно каждый третий запуск был неудачным — свыше 20 собак погибли, хотя среди четвероногих астронавтов были и настоящие герои-рекордсмены — так, дворняжка по кличке Отважная слетала на ракете пять раз.

Но ни одна из космических собак не снискала такой славы, как Белка и Стрелка, совершившие космический полёт на корабле "Спутник-5" 19 августа 1960 года. Это был последний "собачий" запуск перед стартом Гагарина, поэтому впервые на всём протяжении 27-часового полёта из космоса шла телевизионная трансляция того, что происходило в кабине.

Существует легенда, что Белку и Стрелку учёные подобрали на улице. На самом деле это неправда: все собаки, использовавшиеся для космических экспериментов, были выращены в специальном питомнике, и их с рождения готовили к полёту, тренируя не бояться учёных и различных приборов.

Кстати, запускали на орбиту только девочек — к ним было легче приспособить ассенизационное устройство (девочки не поднимают заднюю лапу). А вот на геофизических ракетах запускали и мальчиков — полёты там были непродолжительными, не более пяти минут.

После возвращения на Землю Стрелка родила трёх девочек и троих мальчиков, их демонстрировали по телевизору. Одного из щенков по кличке Пушок даже подарили жене президента США Жаклин Кеннеди.

3. Скафандр Гагарина

Скафандр СК-1 ("Спасательный костюм — 1") — первый скафандр, который был разработан в СССР для полётов первых космонавтов. Интересно, что создатели корабля "Восток" во главе с инженером Константином Феоктистовым предлагали отказаться от скафандра: на счету был каждый грамм, а Феоктистов считал, что вероятность разгерметизации кабины равняется нулю. Однако Королёв, выслушав все аргументы, приказал всё-таки создать скафандр.

В итоге СК-1 сшили из двух слоёв: силового лавсанового и герметичного резинового. Также Гагарина одели в теплозащитный костюм, а чтобы космонавт не потерял сознание от перегрева во время старта и полёта, скафандр всё время продувался через шланг воздухом из кабины. Весь полёт Гагарин провёл с открытым стеклянным забралом шлема: предполагалось, что шлем необходимо будет закрыть лишь при разгерметизации кабины.

Зато конструкторы в первом скафандре не стали заморачиваться по поводу ассенизационных устройств. И по пути на стартовую площадку космодрома Байконур космонавт попросил остановиться у железнодорожного переезда, чтобы сходить по малой нужде. Для этого Гагарин просто расстегнул скафандр — позже это стало традицией Байконура.

И сегодня автобус с космонавтами останавливается на минуту-другую у железнодорожного переезда, хотя нынешним космонавтам уже нет никакой надобности расстёгивать скафандры (и вообще, перед полётом космонавты более 12 часов не пьют, чтобы избежать подобных ситуаций).

А вот запомнившийся всем оранжевый чехол к скафандру, собственно, не имел никакого отношения — этот комбинезон сшили для облегчения поисковых работ, поскольку корабли "Восток" не имели системы мягкой посадки и космонавт после катапультирования из кабины самостоятельно приземлялся в степи на парашюте.

Кстати, уже на старте обнаружилось, что на скафандре отсутствуют какие-либо опознавательные знаки, и, чтобы после приземления Юрия Гагарина не приняли за шпиона (тогда всем был памятен инцидент со сбитым в 1960 году американским лётчиком Пауэрсом), инженеры "Звезды" на уже надетом на Гагарина шлеме нарисовали красной краской четыре буквы: "СССР".

4. Скафандр Леонова

Скафандры типа СК были чисто спасательными, то есть не предназначались для проведения работ на орбите за пределами корабля. В 1964 году было решено осуществить запуск корабля "Восход-2" с выходом одного из двух членов экипажа в открытый космос. Для этого проекта нужен был принципиально новый скафандр, способный защитить космонавта от неблагоприятных условий открытого космоса и имеющий автономную, не связанную с кораблём, систему обеспечения жизнедеятельности.

Разработчикам скафандра с именем "Беркут" пришлось решить массу проблем: с одной стороны, в скафандре должно было поддерживаться высокое давление, чтобы у человека не возникло высотных декомпрессионных расстройств, с другой стороны, в вакууме скафандр раздувало, как футбольный мяч: подошвы отходили от ступней, с рук сползали перчатки. В итоге предусмотрели систему сброса лишнего давления — воздух уходил прямо в космос. Как показали дальнейшие события, предусмотрительность конструкторов была совсем не лишней. По возвращении в шлюзовую камеру Леонов, видимо от волнения, по ошибке начал продвигаться в неё вперёд головой. Уже войдя в люк, космонавт понял свою ошибку: нужно было закрыть за собой наружный люк. В итоге Леонов сбросил весь воздух из скафандра и, задержав дыхание, каким-то чудом смог перевернуться и закрыть люк.

5. Станция "Алмаз"

Ещё в 1964 году в СССР были начаты работы по созданию пилотируемой военно-космической станции "Алмаз" (на орбиту она выводилась под именем "Салют"). Система "Алмаза" была уникальной для своего времени. Пилотируемый космический комплекс включал орбитальную станцию весом в 17,8 тонны, транспортный корабль снабжения и два многоразовых спускаемых аппарата, каждый из которых мог взять по три космонавта (полный экипаж станции состоял из шести человек, также станция "Алмаз" могла вести боевые действия и в полностью автономном режиме без участия пилотов). Данный комплекс помимо сугубо научных задач мог выполнять и вполне определённые военные функции — сбивать вражеские спутники и даже наносить бомбовые удары по объектам на поверхности планеты. Также станция получила на вооружение 23-мм автоматическую пушку, специально сконструированную для стрельбы в вакууме, — это оружие могло использоваться для уничтожения американских спутников и шаттлов, которые создавали специально для похищения советских военных спутников с орбиты.

В 1987 году состоялся удачный запуск автоматического варианта ОПС "Алмаз", который получил обозначение "Космос-1870". Боевая станция с ядерными ракетами на борту так и не была выведена в космос ввиду распада СССР.

6. Станция "Мир"

"Мир" — советско-российская пилотируемая научно-исследовательская орбитальная станция, функционировавшая в околоземном космическом пространстве с 20 февраля 1986 года по 23 марта 2001 года. Станция была создана в рекордно короткие сроки: секретарь ЦК КПСС Григорий Романов, курировавший в СССР космическую отрасль, потребовал запустить на орбиту станцию нового поколения к XXVII съезду партии. И ровно за пять дней до начала съезда на орбиту был выведен базовый блок — первый компонент космической станции "Мир".

Первыми космонавтами, отправившимися к станции "Мир", стали Леонид Кизим и Владимир Соловьёв, которые осуществили уникальный межорбитальный перелёт со станции "Мир" на станцию "Салют-7" и обратно.

Станция "Мир" была рассчитана на пять лет работы, но прослужила целых 15. За время работы станция пережила пожар и столкновение с космическим кораблём "Прогресс". К 2001 году на её борту отказывала радиосвязь, периодически выходили из строя теплоносители. Было принято решение прекратить работу "Мира" и затопить её в океане.

Читайте также:  Как писать на диск с компьютера

— Пять раз я летал в космос — и все пять раз на "Мир", — вспоминал советский и российский космонавт Анатолий Соловьёв. — Прибыв на станцию, ловил себя на мысли, что мои руки сами совершают привычные действия. Это подсознательная память тела, "Мир" вжился в подкорку и забыть его невозможно, как нельзя забыть первую женщину.

7. "Луноход-1"

Аппарат 8ЕЛ № 203 — первый в мире планетоход, успешно работавший на поверхности Луны с 17 ноября 1970-го по 14 сентября 1971 года.

Луноход, напоминающий большую кастрюлю на колёсиках со множеством замысловатых антенн, воплотил в себе все новейшие достижения тогдашней науки и техники. Например, аппарат питался как от солнечной батареи, так и от радиоизотопного элемента, обогревавшего оборудование в тёмное время суток, когда температура падала до минус 170 градусов.

Спереди "кастрюли" располагалось две телекамеры: управлять лунной машиной предстояло с Земли. В состав каждого экипажа входило пять человек: командир, водитель, бортинженер, штурман и оператор остронаправленной антенны. Причём радиосигнал между Землёй и Луной шёл полторы секунды, а телесигнал — от трёх до 20 секунд. Поэтому движение осуществлялось с большой осторожностью, а экипажи сменяли друг друга каждые два часа.

"Луноход-1", рассчитанный на три месяца работы, проработал на Луне 301 сутки.

8. Корабль "Союз"

Ракетно-космический корабль "Союз" начал проектироваться в 1962 году в ОКБ-1 как корабль советской программы для облёта Луны. Потом советская "лунная программа" была свёрнута, а трёхместный "Союз" стал основной рабочей лошадкой сначала советского, а потом и российского космоса.

К настоящему моменту он пережил уже несколько модернизаций — сейчас на орбиту летают корабли "Союз ТМА-М", то есть "транспортный модернизированный антропометрический — модернизированный". И это по-прежнему самый надёжный космический корабль мира — у него отличная система аварийного спасения, "неубиваемая" система жизнеобеспечения и очень хорошие аэродинамические параметры, благодаря чему космонавты испытывают весьма умеренные перегрузки (именно "Союз" подарил пожилым американским миллионерам возможность летать в космос). Конечно, в последние годы ведутся разговоры о создании нового корабля "Федерация", но сами космонавты сомневаются: лучшее — всегда враг хорошего.

9. Еда

Впервые жестяные тюбики придумали для художников — чтобы живописцам не приходилось каждый раз самостоятельно готовить краски из толчёной охры. Затем в тюбики стали заправлять зубную пасту, а когда у учёных возникла необходимость кормить командированных в небо космонавтов, то лучшей упаковки, чем тюбик, было просто не найти.

Сначала в тюбики заправляли только пюре, затем новые тюбики с увеличенными горловинами позволили космонавтам питаться мясом, рублеными овощами и фруктами.

С 1982 года, в добавление к привычным космотюбикам, на орбиту стали отправлять и сублимированные продукты в пакетах из фольги, в которые нужно было залить горячую воду, чтобы блюда приобрели свой привычный вид.

Сегодня тюбики, ставшие символом космического питания, используются всё реже. Пища в основном расфасована по жестяным банкам (её разогревают, помещая в специальные ячейки электроподогревателя на рабочем столе) или по пакетам из полимерных материалов.

Кстати, единственным космонавтом, кто отказался есть российскую "космическую еду", был пятый космический турист топ-менеджер компании Microsoft Чарльз Симоний, который взял с собой на орбиту запас деликатесов из "мишленовских" ресторанов.

10. Космический пистолет

Огнестрельное оружие входило в комплект экипировки космонавта со времён Юрия Гагарина, которому сунули в карман скафандра обычный пистолет Макарова. Конечно, никто не предполагал, что Юрий Гагарин будет вести на орбите бой с инопланетянами — оружие было нужно Гагарину на случай нештатных ситуаций после приземления.

В 1982 году специалисты Тульского оружейного завода разработали для космонавтов принципиально новый вид оружия — трёхствольный пистолет ТП-82. Два гладких ствола предназначались для стрельбы дробью и сигнальными патронами, нарезной — для стрельбы пулями со стальным сердечником. У пистолета был приставной приклад — мачете в чехле, причём форма мачете позволяла использовать его и как нож, и как топор, и как лопату.

В 1987 году производство пистолета и боеприпасов к нему было прекращено, но ещё 30 лет космонавты летали в космос с ТП-82. В 2007 году вышел гарантийный срок хранения боеприпасов и экипажу очередного корабля снова выдали ПМ.

Правда, находящийся в музее экспонат никакого отношения к оружию космонавтов не имеет. Лежащий под стеклом предмет — поделка, изготовленная из куска газового пистолета RECK Double Eagle, к которому были приделаны деревянное "цевьё", пропитанное морилкой, и три окрашенных в чёрный цвет трубки, имитирующие стволы "космического пистолета". Видимо, у Музея космонавтики не нашлось оригинального ТП-82, и местные умельцы вышли из положения как смогли.

«Звезда» начала работать в 1952 году. Правда тогда у завода не было названия — предприятие проходило как «№918» и было одним из самых секретных объектов Министерства авиационной промышленности СССР. После перестройки с него сняли гриф секретности, преобразовали в ОАО, и он стал одним из ведущих разработчиков оборудования для всей авиакосмической индустрии. В 50-е здесь изготавливали систему жизнеобеспечения, в которой находилась собака Лайка, и скафандр для пассажира корабля «Восток» — Юрия Гагарина. Сейчас на «Звезде» производят высотное снаряжение для пилотов — скафандры, костюмы, защитные шлемы, кислородные маски, системы пожаротушения, катапультные кресла, парашюты и надувные трапы.

1)

На заводе не только производят скафандры и гидрокостюмы, но также испытывают их в условиях, приближенных к реальным. Например, в этой стационарной барокамере проводят тестирования личного состава на готовность к высотным полетам и адаптацию в условиях разряженной атмосферы. Будущие космонавты одеты, разумеется, в продукцию «Звезды». Как раз в такой камере тренировался Алексей Леонов перед выходом в открытый космос.

2)

В этой камере проходят обязательную тренировку все космонавты, летающие на МКС. Раньше экипаж состоял из трех человек, сейчас одновременно летают 6. Из них трое остаются на станции на полгода, а часть экипажа в середине этого срока меняется.

3)

Cкафандр «Орлан-МК» для работы в открытом космосе весит 110 кг. Американский аналог весит 136 кг и, в отличие от российского, не приспособлен к годам самообслуживания на станции. Кроме того, его невозможно надеть самостоятельно. Американские EMU и MEGA-EMU еще и гораздо дороже: 10 лет назад они стоили порядка 15 млн долларов, а «Орлан» стоит всего 3 млн. EMU для ремонта надо спускать на Землю — для справки: доставка 1 кг груза на МКС стоит $25 000, возвращение — $60 000.

Сейчас «Орлан» шьется уже в пятой модификации. К дюралюминиевому корпусу крепятся рукава и штанины. Все провода и шланги системы жизнеобеспечения вмонтированы под кирасу. На двери люка крепится компьютер, который анализирует информацию со всех датчиков скафандра — их порядка 50-ти. Космонавт регулирует температуру сам, дергая за рычаг водяного охлаждения . «Орлан» — это небольшой космический корабль. Его производство занимает больше полугода, а официальный срок годности — 4 года. Разумеется, по факту эксплуатируют их дольше.

4)

Каждый космонавт должен самостоятельно надеть скафандр и после этого провести в невесомости два часа под наблюдением специалистов. Но даже если инженеры отвлекаются, то компьютер, встроенный в скафандр, подсказывает космонавту, что нужно делать в той или иной ситуации.

5)

Мягкий скафандр «Сокол», используемый при взлете и посадке, шьется всегда индивидуально на каждого космонавта. Кроме него, для каждого космонавта отливают индивидуальный ложемент — специальное сиденье. Сначала из гипса делают слепок спины и попы, потом по нему изготавливают модель из полиуретана. Это необходимо для предотвращения травм в случае отказа двигателей мягкой посадки. Каждый космонавт, собирающийся на МКС, приезжает для снятия мерок на «Звезду». Потом два месяца отшивается скафандр. Готовый «Сокол» он лично испытывает два часа в барокамере, и, если не чувствует никакого неудобства, костюм считают готовым. Весит такое снаряжение 10–12 кг.

Читайте также:  Перенос слов в таблице css

6)

Помимо сканфандров для космонавтов и летчиков, на производстве шьют профилактические костюмы «Пингвин» (крайние слева) и «Чибис» (темно-синий. Костюм «Чибис» необходим для тренировки сердечно-сосудистой системы перед спуском на землю. Внутри него пониженное давление, и благодаря ему кровь задерживается в нижней части тела, как это бывает при земном тяготении. «Пингвин» желательно носить постоянно на МКС для профилактики негативного влияния невесомости. На «Звезде» также шьют вещи попроще — тренировочные костюмы, теплую одежду, спальные принадлежности, термобелье. А вот гидрокостюм «Форель» (крайний справа) вместе с шерстяным костюмом греет и поддерживает на плаву — в том случае, если пилот оказался в холодном море.

7)

Скафандр Юрия Гагарина, в котором он летел в космос, тоже висит в музее, несмотря на постоянно слухи о том, что его продали. Рядом висит скафандр Валентины Терешковой.

8)

Внутри костюма «Пингвин» натянуты резинки, которые создают нагрузку на мышцы и кости. Он необходим, чтобы в долгом пребывании невесомости тело находилось в тонусе и мускулы не атрофировались. Сейчас космонавты предпочитают ему тренажеры, а вот в медицине он до сих пользуется популярностью и используется в некоторых клиниках для профилактики и лечения ДЦП. До последнего времени на заводе был отдельный цех, отшивавший для нужд клинки «Пингвинов», но сейчас этим занимается частная фирма. Кроме этого костюма, в медицине еще применяется противошоковый костюм «Каштан»: при большой кровопотери он сильно сдавливает вены на ногах и выталкивает кровь вверх, поддерживая таким образом кровоснабжение жизненно важных органов. Благодаря «Каштану» можно поддерживать жизнь пострадавшего до доставки в больницу.

9)

Система АСУ — ассенизационное устройство или попросту туалет — гордость НПП «Звезда». Конструкция оказалась настолько удачной, что американцы на свой сегмент МКС закупили именно такую.

10)

Это стыковочный люк, через который переходят из одного космического корабля в другой. Раньше внутренних люков на МКС не было, поэтому космонавтам приходилось для перемещения выходить в открытый космос.

11)

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала

Мало кто знает, что для советской экспедиции на Луну была полностью готова и испытана только одна компонента — космический лунный скафандр «Кречет». Еще меньше людей знают, как он устроен.

С развитием реактивной авиации всерьез встали проблемы защиты и спасения экипажа при высотных полетах. С падением давления человеческому организму становится все труднее усваивать кислород, обычный человек без особых проблем может находиться на высоте не более 4−5 км. На больших высотах необходимо добавление кислорода во вдыхаемый воздух, а с 7−8 км человек вообще должен дышать чистым кислородом. Выше 12 км легкие и вовсе теряют возможность усваивать кислород — для поднятия на большую высоту требуется компенсация давления.

На сегодняшний день существует всего два типа компенсации давления: механическая и создание вокруг человека газовой среды с избыточным давлением. Типичным примером решения первого типа служат высотные компенсационные летные костюмы — например, ВКК-6, применяемые пилотами «МиГ-31». В случае разгерметизации кабины такой костюм создает давление, сдавливая тело механическим путем. В основе такого костюма лежит довольно остроумная идея. Тело пилота опутывают ленточки, напоминающие восьмерку.

В меньшее отверстие пропущена резиновая камера. В случае разгерметизации в камеру подается сжатый воздух, она увеличивается в диаметре, сокращая, соответственно, диаметр кольца, опутывающего пилота. Однако такой метод компенсации давления является экстремальным: тренированный летчик в компенсирующем костюме может провести в разгерметизированной кабине на высоте не более 20 минут. Да и создать равномерное давление на все тело таким костюмом невозможно: некоторые участки тела оказываются перетянутыми, некоторые — вообще несдавленными.

Другое дело — скафандр, по сути, представляющий собой герметичный мешок, в котором создано избыточное давление. Время пребывания человека в скафандре практически не ограничено. Но и он имеет свои недостатки — ограничение подвижности летчика или космонавта. Что такое рукав скафандра? Практически это аэробалка, в которой создано избыточное давление (в скафандрах обычно поддерживается давление в 0,4 атмосферы, что соответствует высоте 7 км). Попробуйте согнуть накачанную автомобильную камеру. Трудновато? Поэтому один из самых охраняемых секретов производства скафандров — технология производства специальных «мягких» шарниров. Но обо всем по порядку.

«Воркута»
Первые скафандры, до войны изготавливаемые в ЛИИ им. Громова, создавались в исследовательских целях и использовались в основном для экспериментальных полетов на стратосферных воздушных шарах. После войны интерес к скафандрам возобновился, и в 1952 году в подмосковном Томилине было открыто специальное предприятие по изготовлению и разработке таких систем — Завод № 918, ныне НПП «Звезда». В течение 50х годов предприятие разработало целую линейку экспериментальных скафандров, но только один из них, «Воркута», созданный под перехватчик «Су-9», был выпущен малой серией.

Практически одновременно с выпуском «Воркуты» предприятию было выдано задание на разработку скафандра и системы спасения для первого космонавта. Первоначально КБ Королева выдало «Звезде» техзадание на разработку скафандра, целиком замкнутого на систему жизнеобеспечения корабля. Однако за год до полета Гагарина было получено новое задание — на обычный защитный костюм, рассчитанный на спасение космонавта только при его катапультировании и приводнении.

Противники скафандров вероятность разгерметизации корабля считали чрезвычайно малой. Еще через полгода Королев опять поменял решение — на этот раз в пользу скафандров. За основу были взяты уже готовые авиационные скафандры. Времени на состыковку с бортовой системой корабля уже не осталось, поэтому был принят автономный вариант системы жизнеобеспечения скафандра, размещаемый в катапультном кресле космонавта.

Оболочка для первого космического скафандра СК-1 была во многом позаимствована от «Воркуты», но шлем был сделан полностью заново. Задача ставилась предельно жестко: скафандр должен был спасти космонавта обязательно! Никто не знал, как поведет себя человек во время первого полета, поэтому система жизнеобеспечения строилась так, чтобы спасти космонавта, даже если он потеряет сознание, — многие функции были автоматизированы. Например, в шлеме был установлен специальный механизм, управляемый датчиком давления. И если в корабле оно резко падало, специальный механизм мгновенно захлопывал прозрачное забрало, полностью герметизируя скафандр.

Послойно
Скафандры состоят из двух основных оболочек: внутренней герметичной и внешней силовой. В первых советских скафандрах внутренняя оболочка изготавливалась из листовой резины методом элементарного склеивания. Резина, правда, была специальной, для ее производства применялся высококачественный натуральный каучук. Начиная со спасательных скафандров «Сокол» герметичная оболочка стала резинотканевой, однако в скафандрах, предназначенных для выхода в открытый космос, альтернативы листовой резине пока не предвидится.

«Лунный» скафандр астронавтов – участников миссий Apollo.

Внешняя оболочка — тканевая. Американцы для нее используют нейлон, мы — отечественный аналог, капрон. Она защищает резиновую оболочку от повреждений и держит форму. Лучшей аналогии, чем футбольный мяч, придумать сложно: кожаный внешний чехол защищает внутреннюю резиновую камеру от бутс футболистов и обеспечивает неизменные геометрические размеры мяча.

Провести продолжительное время в резиновом мешке никакой человек не сможет (кто имеет армейский опыт марш-бросков в прорезиненном общевойсковом защитном комплекте, поймет это особенно хорошо). Поэтому в каждом скафандре в обязательном порядке присутствует система вентиляции: по одним каналам подводится ко всему телу кондиционированный воздух, по другим — отсасывается.

По методу работы системы жизнеобеспечения скафандры делятся на два вида — вентиляционные и регенерационные. В первых, более простых по конструкции, использованный воздух выбрасывается наружу, аналогично современным аквалангам. По такому принципу были устроены первые скафандры СК-1, скафандр Леонова для выхода в открытый космос «Беркут» и легкие спасательные скафандры «Сокол».

Термос
Для длительного пребывания в космосе и на поверхности Луны потребовались регенерационные скафандры длительного пребывания — «Орлан» и «Кречет». В них выдыхаемый газ регенерируется, из него отбирается влага, воздух донасыщается кислородом и охлаждается. По сути, такой скафандр в миниатюре копирует систему жизнеобеспечения целого космического корабля. Под скафандр космонавт одевает специальный сетчатый костюм водяного охлаждения, весь пронизанный пластиковыми трубками с охлаждающей жидкостью. Проблемы обогрева в выходных скафандрах (предназначенных для выхода в открытый космос) не возникала никогда, даже если космонавт работал в тени, где температура стремительно падает до -100С.

Читайте также:  Почетный гость день рождения

Дело в том, что наружный комбинезон идеально выполняет функции теплозащитной одежды. Для этого впервые была применена экранно-вакуумная изоляция, работающая по принципу термоса. Под внешней защитной оболочкой комбинезона расположены пять-шесть слоев специальной пленки из особого полиэтилена, терифталата, с двух сторон которой напылен алюминий. В вакууме между слоями пленки теплообмен возможен только за счет излучения, которое переотражается обратно зеркальной алюминиевой поверхностью. Внешний теплообмен в вакууме в таком скафандре настолько мал, что считается равным нулю, и при расчете учитывается только внутренний теплообмен.

Впервые экранно-вакуумная теплозащита была применена на «Беркуте», в котором Леонов вышел в открытый космос. Однако под первые спасательные скафандры, которые работали не в вакууме, одевался ТВК (теплозащитный вентилируемый костюм), сделанный из теплого простеганного материала, в котором и были проложены вентиляционные магистрали. В современных спасательных скафандрах «Сокол» этого нет.

Помимо всего этого на космонавтов надевается хлопчатобумажное белье со специальной антибактериальной пропиткой, под которым расположен последний элемент — специальный нагрудник с закрепленными на нем телеметрическими датчиками, передающими информацию о состоянии организма космонавта.

Соколята
Скафандры были на кораблях не всегда. После успешных шести полетов «Востоков» они были признаны бесполезным грузом, и все дальнейшие корабли («Восходы» и «Союзы») проектировались на полет без штатных скафандров. Целесообразным было принято использование только внешних скафандров для выхода в открытый космос. Однако гибель в 1971 году Добровольского, Волкова и Пацаева в результате разгерметизации кабины «Союза-11» заставила снова вернуться к проверенному решению. Однако старые скафандры в новый корабль не влезали. В срочном порядке под космические нужды стали адаптировать легкий скафандр «Сокол», изначально разрабатываемый для сверхзвукового стратегического бомбардировщика Т-4.

Задача оказалась не из легких. Если при приземлении «Востоков» космонавт катапультировался, то «Восходы» и «Союзы» осуществляли мягкую посадку с экипажем внутри. Мягкая она была только относительно — удар при приземлении был ощутимый. Амортизировало удар энергопоглощающее кресло «Казбек» разработки все той же «Звезды». Формовался «Казбек» индивидуально под каждого космонавта, который лежал в нем без единого зазора. Поэтому кольцо, к которому крепится шлем скафандра, при ударе обязательно бы сломало шейный позвонок космонавта.

В «Соколе» было найдено оригинальное решение — секторный шлем, не закрывающий затылочную часть скафандра, которая делается мягкой. Из «Сокола» также убрали ряд аварийных систем и теплозащитный слой, так как в случае приводнения при покидании «Союза» космонавты должны были переодеться в специальные костюмы. Была сильно упрощена и система жизнеобеспечения скафандра, рассчитанная всего на два часа работы.

В итоге «Сокол» стал бестселлером: начиная с 1973 года их было изготовлено более 280 штук. В начале 90-х два «Сокола» были проданы в Китай, и первый китайский космонавт полетел покорять космос в точной копии русского скафандра. Правда, нелицензионной. А вот скафандры для открытого космоса китайцам никто не продал, поэтому выхода в открытый космос они пока даже не планируют.

Кирасиры
В целях облегчения конструкции и увеличения подвижности внешних скафандров существовало целое направление (прежде всего в США), изучавшее возможность создания цельнометаллических жестких скафандров, напоминающих глубоководные водолазные. Однако частичное воплощение идея нашла только в СССР. Советские скафандры «Кречет» и «Орлан» получили комбинированную оболочку — жесткий корпус и мягкие ноги и руки. Сам корпус, который конструкторы называют кирасой, сваривается из отдельных элементов из алюминиевого сплава типа АМГ. Такая комбинированная схема оказалась на редкость удачной и сейчас копируется американцами. А возникла она по необходимости.

Американский лунный скафандр был сделан по классической схеме. Вся система жизнеобеспечения располагалась в негерметичном ранце на спине астронавта. Советские конструкторы, возможно, также пошли бы по этой схеме, если бы не одно «но». Мощность советской лунной ракеты Н-1 позволяла доставить на Луну только одного космонавта, в отличие от двух американских, а облачиться в одиночку в классический скафандр не представлялось возможным. Поэтому и была выдвинута идея жесткой кирасы с дверцей на спине для входа внутрь.

Специальная система тросиков и боковой рычаг позволяли надежно закрыть за собой крышку. Вся система жизнеобеспечения располагалась в откидной дверце и работала не в вакууме, как у американцев, а в нормальной атмосфере, что упрощало конструкцию. Правда, шлем пришлось делать не поворотным, как в ранних моделях, а монолитным с корпусом. Обзор же компенсировался гораздо большей площадью остекления. Сами шлемы в скафандрах настолько интересны, что заслуживают отдельной главы.

Шлем всему голова
Шлем — важнейшая часть скафандра. Еще в «авиационном» периоде скафандры делились на два типа — масочные и безмасочные. В первом — летчик использовал кислородную маску, по которой подавалась воздушная смесь для дыхания. Во втором — шлем отделялся от остального объема скафандра своеобразным воротничком, шейной герметичной шторкой. Такой шлем играл роль большой кислородной маски с непрерывной подачей дыхательной смеси. В итоге победила безмасочная концепция, которая обеспечивала лучшую эргономику, хотя и требовала большего расхода кислорода для дыхания. Такие шлемы и перекочевали в космос.

Космические шлемы также делились на два типа — съемные и несъемные. Первый СК-1 комплектовался несъемным шлемом, а вот леоновский «Беркут» и «Ястреб» (в котором Елисеев и Хрунов в 1969 году переходили из корабля в корабль) имели съемные шлемы. Причем присоединялись они специальным герморазъемом с гермоподшипником, что давало возможность космонавту вертеть головой. Механизм поворота был довольно интересен.

На кадрах кинохроники хорошо видны шлемофоны космонавтов, которые изготавливаются из ткани и тонкой кожи. На них смонтированы системы связи — наушники и микрофоны. Так вот, выпуклые наушники шлемофона входили в специальные пазы жесткого шлема, и при повороте головы шлем начинал вращение вместе с головой, как башня танка. Конструкция была довольно громоздкой, и от нее в дальнейшем отказались. На современных скафандрах шлемы несъемные.

Обязательный элемент шлема для выхода в космос — светофильтр. У Леонова был маленький внутренний светофильтр самолетного типа, покрытый тонким слоем серебра. При выходе в космос Леонов ощутил очень интенсивное нагревание нижней части лица, а при взгляде в сторону Солнца защитные свойства серебряного светофильтра оказались недостаточными — свет был ослепительно ярким. Исходя из этого опыта, все последующие скафандры стали оборудоваться полными наружными светофильтрами с напыленным довольно толстым слоем чистого золота, обеспечивающего пропускание всего 34% света. Самая большая площадь остекления — у «Орлана».

Причем на последних моделях есть даже специальное окошко сверху — для улучшения обзора. Разбить «стекло» шлема практически невозможно: делается оно из сверхпрочного поликарбоната лексана, который также используется, например, при остеклении бронекабин боевых вертолетов. Однако и стоит «Орлан» как два боевых вертолета. Точную цену не называют, но предлагают ориентироваться на стоимость американского аналога — $12 млн.

Жми на кнопку, чтобы подписаться на "Как это сделано"!

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках, в ютюбе и инстаграме, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс видео о том, как это сделано, устроено и работает.

Ссылка на основную публикацию
Фото для срисовки легкие но красивые карандашом
Хотите научиться рисовать, но не знаете с чего начать? Подборка самых простых и легких картинок для срисовки помогут создать красивый...
Филипс диамонд вижн h7
Заказав на экзисте лампы для ближнего света Philips Blue Vision Ultra (пост удалил), понял, что сильно поторопился, поскольку ничего не...
Фигуры для оформления текста
Методические рекомендации В Word 2007 можно добавлять два типа графики – Рисунки и Фигуры. Рисунок – изображение, созданное в другом...
Фото для школьной беседы
Если обычный диалог подразумевает участие только двух пользователей, то в беседу можно позвать нескольких друзей. Эта функция удобна, если нужно...
Adblock detector