В процессе анализа обеспеченности учреждения трудовыми ресурсами также используются показатели укомплектованности его специалистами, характеризующейся полнотой соответствия фактически занятых должностей утвержденному их количеству по штатному расписанию. Для ее оценки определим абсолютное отклонение и коэффициент укомплектованности штатов.
Таблица 4 Анализ и оценка укомплектованности персонала
№ п/п | Категория персонала | Число штатных должностей | Фактически занято должностей | Отклонение по количеству должностей | Коэффициент укомплектованности штатов, % |
1. | Врачи | 81,50 | 64,00 | -17,5 | 78,53 |
2. | Средний медперсонал | 257,50 | 184,00 | -73,5 | 71,46 |
3. | Младший медперсонал | 198,00 | 75,75 | -122,25 | 38,26 |
4. | Прочий персонал | 213,50 | 120,25 | -93,25 | 56,32 |
5. | Всего | 750,50 | 444,00 | -306,5 | 59,16 |
Из данных таблицы 4 видно, что количество фактически занятых должностей не соответствует тому объему медицинских услуг, который необходим для удовлетворения потребностей населения.
Коэффициент укомплектованности штатных должностей учреждения составляет в целом 59,16%. В учреждении низок уровень укомплектованности младшим медперсоналом – 38,26% и прочим персоналом – 56,32%. Данный факт является следствием высокого коэффициента выбытия персонала.
Такое положение ведет к перегрузке работающего врачебного персонала, снижению уровня и качества медицинского обслуживания населения. Необходимо предпринять меры по увеличению фактического числа занятых должностей путем разработки системы оплаты труда, привлекающей квалифицированные кадры. А также путем разработки механизма стимулирования врачей.
Однако сравнение фактически занятых должностей с плановым количеством штатных должностей не позволяет достоверно оценить укомплектованность штатов при наличии отклонений фактического объема работы учреждения от планового. В этом случае необходимо выявить реально требующееся в соответствии с нормативами обслуживания количество штатных должностей, а затем – количество излишних (недостающих) должностей по категориям персонала. Определить указанные показатели можно на основании данных таблицы 5.
Таблица 5 Анализ выполнения плана по основным показателям
№ п/п | Наименование показателя | План | Отчет | % выполнения плана |
1. | Показатель, характеризующий мощность учреждения (среднегодовое количество коек, мест и т.д.) | 500,0 | 500,0 | 100,0 |
2. | Среднегодовое количество штатных должностей | 750,50 | 750,50 | 100,0 |
3. | Число коек (мест и т.д.) на 1 штатную должность | 0,67 | 0,67 | 100,0 |
4. | Число врачей | 80,50 | 81,50 | 101,24 |
5. | Число коек (мест и т.д.) на одного врача | 6,21 | 6,13 | 98,71 |
6. | Число среднего медицинского персонала | 257,5 | 257,5 | 100,0 |
7. | Число коек (мест и т.д.) на одного среднего медицинского работника | 1,94 | 1,94 | 100,0 |
8. | Число младшего медицинского персонала | 198,0 | 198,0 | 100,0 |
9. | Число коек (мест и т.д.) на одного младшего медицинского работника | 2,53 | 2,53 | 100,0 |
10. | Число прочего персонала | 214,5 | 213,5 | 99,53 |
11. | Число коек (мест и т.д.) на одного работника прочих должностей | 2,33 | 2,34 | 100,43 |
В результате анализа выполнения плана по основным показателям мы не наблюдаем сильных отклонений отчетных данных от плановых. Небольшие отклонения произошли из-за несоответствия фактической численности некоторых категорий персонала плановой. А именно врачей и прочего персонала.
При анализе обеспеченности учреждения штатами определяют лишние или недостающие единицы. Расчет излишних (недостающих) должностей необходим для определения эффективности использования фонда заработной платы работников. Поэтому, исходя из различного уровня оплаты труда специалистов разных профилей, необходимо рассчитывать количество недостающих должностей в разрезе категорий персонала.
Таблица 6 Расчет излишнего (недостающего) количества должностей
№ п/п | Категории персонала | Количество штатных должностей | |||
Необходимое | Излишнее (недостающее) | ||||
расчет | число должностей | расчет | число должностей | ||
1. | Врачи | 500/6,21 | 80,5 | 81,50-80,5 | |
2. | Средний медперсонал | 500/1,94 | 257,5 | 257,5-257,5 | |
3. | Младший медперсонал | 500/2,53 | 198,0 | 198,0-198,0 | |
4. | Прочий персонал | 500/2,33 | 214,5 | 213,5-214,5 | -1 |
5. | Всего | — | 750,5 | — |
По данным таблицы 6 можно сделать вывод о том, что в целом в учреждении фактическое количество штатных должностей соответствует плановому, т. е. нет излишних или недостающих должностей. Но в разрезе отдельных категорий персонала, наблюдается 1 излишняя врачебная должность и недостающая должность прочего персонала.
СТАТИСТИКА АМБУЛАТОРНО- ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Основными формами первичной учетной медицинской документации АПУ являются:
1) Медицинская карта амбулаторного больного (ф. 025/у-87, 025/у-04);
2) Талон на прием к врачу (ф. 025-4/у-88);
3) Талон на законченный случай временной нетрудоспособности (ф. 025-9/у-96);
4) Единый талон амбулаторного пациента (ф. 025-8/у-95) или Талон амбулаторного пациента (ф. 025-6-7/у-89, 025-10/у-97, 025-11/у-02, 025-12/у);
5) Контрольная карта диспансерного наблюдения (ф. 030/у-04);
6) Паспорт врачебного участка граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг (ф. 030-П/у);
7) Дневник работы врача общей практики (семейного врача) (ф. 039/у-ВОП) и др.
На основе этих и других форм медицинской документации разрабатывают статистические показатели, которые используются для анализа деятельности отдельных учреждений здравоохранения и амбулаторно-поликлинической помощи в целоми которые можно объединить в следующие 4 группы:
Обеспеченность кадрами;
Объем амбулаторно-поликлинической помощи;
Нагрузка персонала;
Профилактическая работа.
Показатели обеспеченности кадрами.
К этой группе показателей относятся:
· обеспеченность врачебными кадрами (средними медицинскими работниками);
· укомплектованность врачебных должностей (средних медицинских работников);
· коэффициент совместительства врачей (средних медицинских работников);
· удельный вес врачей (средних медицинских работников), имеющих высшую (I, II) квалификационную категорию;
· удельный вес врачей (средних медицинских работников), имеющих сертификат специалиста.
Одним из показателей, характеризующих доступность населению амбулаторно-поликлинической помощи, является показатель обеспеченности врачебными кадрами (средними медицинскими работниками).При анализе обеспеченности по административной территории (субъекту РФ, муниципальному району, городскому округу) расчет проводится на 10 тыс. постоянного населения на конец анализируемого периода (года) по формуле:
В 2009 г. в Российской Федерации показатель обеспеченности врачебными кадрами составил 44,1, средними медицинскими работниками — 94,1 на 10 тыс. населения.
В зависимости от поставленной задачи показатель также может быть рассчитан исходя из штатных или занятых должностей. Кроме того, этот показатель может рассчитываться для конкретного АПУ (на 10 тыс. прикрепленного населения), по отдельным врачебным специальностям, например:
Аналогично рассчитывают обеспеченность другими категориями медицинских работников.
Показатель укомплектованности врачебных должностей (средних медицинских работников),характеризующий соотношение занятых и штатных должностей медицинского персонала АПУ в процентном выражении, рассчитывают по формуле:
В 2009 г. в Российской Федерации этот показатель для врачей составил 92,7%, для средних медицинских работников — 95,5%.
Показатель можно рассчитывать по административной территории (субъекту РФ, муниципальному району, городскому округу), для конкретного АПУ, отдельно по врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу, по различным специальностям медицинских работников, например:
Коэффициент совместительства врачей (средних медицинских работников),характеризующий число должностей, занимаемых одним физическим лицом, рассчитывают по формуле:
Показатель свыше 1,0 может отрицательно сказаться на качестве оказываемой медицинской помощи и состоянии здоровья работников.
Показатель может рассчитываться по административной территории (субъекту РФ, муниципальному району, городскому округу), для конкретного АПУ, отдельно по врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу, по различным специальностям медицинских работников, например:
Показатель удельного веса врачей (средних медицинских работников), имеющих высшую (I, II) квалификационную категорию,характеризует распределение аттестованных по отдельным квалификационным категориям и косвенно определяет качество и результаты медицинской помощи. Показатель рассчитывают по формуле:
В 2009 г. в Российской Федерации этот показатель для врачей составляет соответственно 27; 21; 7%, для среднего медицинского персонала — 28; 25; 8%.
Показатель удельного веса врачей (средних медицинских работников), имеющих сертификат специалиста,характеризует уровень профессиональной подготовки медицинских работников. Показатель рассчитывают по формуле
Дата добавления: 2016-04-14 ; просмотров: 10037 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 февраля 2012 г. N 14-3/10/2-1243 О методике расчета показателей оценки деятельности медицинских организаций
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 28.04.2011 N ВП-П12-2794, по итогам участия Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина в работе Всероссийского форума медицинских работников, в части формирования системы рейтингов медицинских организаций и размещения их на сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сообщает.
Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации разработана методика расчета показателей оценки деятельности медицинских организаций (прилагается), которая апробирована на примере подведомственных учреждений Минздравсоцразвития России. Рейтинг подведомственных учреждений Минздравсоцразвития России размещен на официальном сайте Минздравсоцразвития России.
Минздравсоцразвития России рекомендует органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения ежегодно, начиная с 1 января 2012 г., с учетом мнения пациентов и в соответствии с компетенцией, формировать рейтинги медицинских организаций с использованием методики, разработанной Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и, ежегодно, до 1 января, размещать их на сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Приложение: 6 л. в 1 экз.
В.И. Скворцова |
Приложение
к письму Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 14 февраля 2012 г. N 14-3/10/2-1243
Методика
оценки деятельности медицинских организаций
1. Общие положения
В целях информирования населения Российской Федерации и во исполнение поручения Правительства Российской Федерации Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации разработана методика расчета показателей оценки деятельности медицинских организаций, с целью формирования рейтинга медицинских организаций.
2. Показатели оценки деятельности медицинских организаций
Показателями оценки деятельности медицинских организаций являются:
2.1. Внутрибольничная летальность
2.2. Среднее число дней работы койки в году
2.3. Число (процент) осложнений после проведенных операций
2.4. Выполнение функции врачебной должности (число посещений на 1 врача в год)
2.5. Количество внеплановых проверок медицинских организаций, проведенных Росздравнадзором и Роспотребнадзором, в том числе по жалобам пациентов, в ходе которых были выявлены нарушения в неоказании, несвоевременном оказании, либо оказании медицинской помощи ненадлежащего качества
2.6. Доля посещений в амбулаторно-поликлинических учреждениях, оказанных за счет государственных источников финансирования
2.7. Доля койко-дней в стационарах медицинских организаций за счет государственных источников финансирования
2.8. Доля пациенто-дней в дневных стационарах медицинских организаций всех типов за счет государственных источников финансирования
2.9. Укомплектованность медицинской организации врачебными кадрами
2.10. Укомплектованность медицинской организации средним медицинским персоналом
2.11. Доля врачей, имеющих квалификационную категорию
2.12. Доля средних медицинских работников, имеющих квалификационную категорию
3. Расчет показателей оценки деятельности медицинских организаций.
Расчет показателей оценки деятельности медицинских организаций
Показатель | Формула расчета | Комментарий |
---|---|---|
Внутрибольничная летальность | * ВБЛ — внутрибольничная летальность | Для стационарных учреждений Из расчета 0,0% больничной летальности = 100 баллам. За каждые 0,2% больничной летальности суммарное количество баллов уменьшается на 1 балл |
Среднее число дней работы койки в году | * РК — среднее число дней работы койки в году | Для стационарных учреждений Из расчета 330-340 дней в году = 100 баллам. За каждые 2 дня отклонения в работе койки суммарное количество баллов уменьшается на 1 балл |
Число (процент) осложнений после проведенных операций | * * — Число (процент) осложнений после проведенных операций | Для учреждений имеющих в составе койки хирургического профиля Из расчета 0,0% осложнений после проведенных операций = 100 баллам. За каждые 0,1% осложнений после проведенных операций суммарное количество баллов уменьшается на 1 балл |
Выполнение функции врачебной должности (число посещений на 1 врача в год) | * ФВД — Выполнение функции врачебной должности (число посещений на 1 врача в год) | Число посещений на 1 врача в год Из расчета не менее 4240 посещений в год — 100 баллам. За каждые 25 недостигнутых к норме посещений суммарное количество баллов уменьшается на 1 балл |
Количество внеплановых проверок медицинских организаций, проведенных Росздравнадзором и Роспотребнадзором, в том числе по жалобам пациентов, в ходе которых были выявлены нарушения в неоказании, несвоевременном оказании, либо оказании медицинской помощи ненадлежащего качества | От общего числа баллов вычитается по 10 баллов, за каждую внеплановую проверку выявившую нарушения | |
Доля посещений в амбулаторно-поликлинических учреждениях, оказанных за счет государственных источников финансирования | * * — доля объема медицинской помощи, оказанной за счет государственных источников финансирования | Для амбулаторно-поликлинических учреждений — в посещениях Из расчета 100,0% объема = 100 баллам. За каждый 1,0% объема, выполненного за внебюджетные источники суммарное количество баллов уменьшается на 1 балл |
Доля койко-дней в стационарах медицинских организаций за счет государственных источников финансирования | * * — доля объема медицинской помощи, оказанной за счет государственных источников финансирования | Для дневных стационаров — в пациенто-днях Из расчета 100,0% объема = 100 баллам. За каждый 1,0% объема, выполненного за внебюджетные источники суммарное количество баллов уменьшается на 1 балл |
Доля пациенто-дней в дневных стационарах медицинских организаций всех типов за счет государственных источников финансирования | * * — доля объема медицинской помощи, оказанной за счет государственных источников финансирования | Для стационарных учреждений — в койко-днях Из расчета 100,0% объема = 100 баллам. За каждый 1,0% объема, выполненного за внебюджетные источники суммарное количество баллов уменьшается на 1 балл |
Укомплектованность медицинской организации врачебными кадрами | Число занятых должностей / число штатных должностей х 100 | Из расчета 100,0% укомплектованности = 100 баллам. За каждый 1,0% неукомплектованности суммарное количество баллов уменьшается на 1 балл |
Укомплектованность медицинской организации средним медицинским персоналом | Число занятых должностей / число штатных должностей х 100 | Из расчета 100,0% укомплектованности = 100 баллам. За каждый 1,0% неукомплектованности суммарное количество баллов уменьшается на 1 балл |
Доля врачей, имеющих квалификационную категорию | Число врачей, имеющих квалификационную категорию / общее число врачей, работающих в медицинской организации х 100 | Из расчета 100,0% врачей, имеющих квалификационную категорию = 100 баллам. За каждый 1,0% врачей, не имеющих категории суммарное количество баллов уменьшается на 1 балл |
Доля средних медицинских работников, имеющих квалификационную категорию | Число средних медицинских работников, имеющих квалификационную категорию / общее число средних медицинских работников, работающих в медицинской организации х 100 | Из расчета 100,0% средних медицинских работников, имеющих квалификационную категорию = 100 баллам. За каждый 1,0% средних медицинских работников, не имеющих категории суммарное количество баллов уменьшается на 1 балл |
Обзор документа
Разработана методика, по которой рассчитываются показатели оценки деятельности медорганизаций.
Она апробирована на подведомственных учреждениях Минздравсоцразвития России. Их рейтинг размещен на официальном сайте Министерства.
Региональным органам в сфере здравоохранения рекомендуется ежегодно с учетом мнения пациентов и в соответствии с компетенцией формировать рейтинги медорганизаций и публиковать их на своих сайтах.
Методика, в частности, предусматривает следующие показатели оценки: внутрибольничная летальность, среднее число дней работы койки в году, процент послеоперационных осложнений, укомплектованность врачебными кадрами и средним медперсоналом. Также учитываются количество посещений на 1 врача в год, доля специалистов с квалификационной категорией и пр.